Придомовая территория: всё об уходе и ответственности

Не раз у каждого из нас возникали проблемы, создаваемые придомовой территорией. Неухоженной придомовой территорией, если точнее: повсюду мусор или снег, мешающий ходить по тротуарам, вытянувшаяся некошеная трава и опавшие листья — всё это так или иначе создаёт крайне неблагоприятное впечатление о тех людях, которым положено следить за состоянием участка, закреплённым за определённым домом. А может быть, сами жильцы должны следить за благоустройством придомовой территории?

Придомовая территория зафиксирована для каждого дома в Государственном кадастре недвижимости. Это участок земли, принадлежащий всем жильцам данного многоквартирного дома. Этим участком могут пользоваться все жители этого дома без исключения: гулять во дворе, ставить клумбы, кормить котов — и прочее. Бывают случаи, когда придомовая территория не зарегистрирована в кадастре — тогда жильцам нужно провести межевание и поставить участок на учёт самостоятельно. 
Так кто же ответственен за уборку придомовой территории?

Лицо, ответственное за уборку придомовой территории, прописано в п.16 ч.2 Постановления Правительства РФ: это организация, которая управляет общим имуществом многоквартирного дома. Это может быть управляющая компания, застройщик или товарищество собственников жилья. В случае если жильцы сами управляют домом, они выбирают подрядчика и заключают договор. 
Всё, что касается уборки придомовой территории, решают жильцы: они устраивают собрания, на которых оговаривают, какие услуги им нужны и сколько они готовы за них заплатить. При этом сумма для каждого собственника квартиры своя: она зависит от площади квартиры. 

В каждый сезон существует закреплённый обязательный минимум услуг по уходу за придомовой территорией. В зимний период в перечень обязанностей коммунальщиков входят: очищение крышек люков, дорожек, площадок и парковок от снега и льда; подметание территорий, очищенных от снега; посыпание дорожек песком с солью и сбивание сосулек. В тёплое время года обязанности другие: это подметание дорог и тротуаров, косьба травы и уборка мусора; прочистка ливневых канализаций.
При этом существуют обязанности, которые остаются неизменными в течение всего года: содержание в порядке крыльца и территории перед подъездом; очищение урн и вывоз мусора; уборка площадок, оснащённых мусорными контейнерами. Все требования прописаны в Постановлении Госстроя РФ.
Весь перечень услуг жильцы должны согласовать с организацией и зафиксировать их в договоре, чтобы иметь на руках весомый аргумент в случае неисполнения коммунальщиками своих обязанностей. Если возникает такая ситуация, есть два пути её решения: пожаловаться или сменить подрядчика.

Недовольные жильцы могут написать жалобу в управляющую компанию. Если же на неё не отвечают, то следует обратиться в жилищную инспекцию или Роспотребнадзор для проверки организации на добросовестность. В случае обнаружения нарушений будет выписан штраф. Если же и в этих инстанциях отказались рассматривать заявление (или действия управляющей организации угрожают здоровью жильцов), нужно обращаться в прокуратуру.

В случае нерассмотрения жалобы или при отсутствии желания обращаться в различные инстанции жители могут сменить подрядчика. Для этого проводится собрание, на котором обсуждаются дальнейшие перспективы.